Денежка
Среди моих знакомых к сожалению есть люди которые не умеют считать, их не много, но они есть. А если сейчас вы подумали о том, что они не умеют производить арифметические операции – дальше вам читать не стоит, устанете, будите нервничать… На самом деле неумение это выражается в неумении или нежелании точно рассчитывать конечную стоимость приобретаемой продукции, и планировании затрат, а иногда, при наличии и того и другого в нежелании следовать выстроенной стратегии экономии ресурсов. Некоторых это даже заставляет влазить в кредит, без которого можно было бы обойтись. При всём при этом, на каждую свою глупость они придумывают сотни оправданий, почему этого нельзя было не сделать, почему нельзя было сделать иначе и т.д.
Здесь я предлагаю рассмотреть некоторые возможности систематизировать расходы, сократить логистические затраты, и конечно же сократить сами расходы. Я принципиально не буду рассматривать психологические аспекты, ваша голова – ваша проблема.
И так, из чего же складывается конечная стоимость того, что мы покупаем? Наивно предполагать что только из цены и количества товара. Хотя, безусловно, эти 2 позиции займут Первое место, здесь стоит принимать во внимание любые акции и скидки, но именно на нужные, и только нужные вам товары, если предположим на молоко от скольких-то пакетов есть скидка, быстро прикиньте уровень его потребления и скорость, соотнесите срок годности с количеством необходимым для скидки, и если остаётся запас – берите сразу больше. Но такой номер не проходит с конфетами, алкогольными напитками, фруктами, колбасами, так как не всё из них необходимо, но всё из них начинает потребляться быстрее и больше при наличии.
Второе место принадлежит необходимости покупаемого товара. Как это? Да просто, статистически, при походе в магазин за продуктами, человек делает ненужных ему покупок в среднем на 20% суммы чека, при этом потратить эти 20% он планирует бессознательно. На эту тему даже проводили исследования, несколько тысяч человек входящих в супермаркет просили перечислить, что они хотят купить, сколько, и какую сумму собираются потратить. И оказалось, что в сумму предстоящих расходов 20% были заложены бессознательно. У разных людей, конечно же, эти суммы разные, не на много, но у любителей кредитов они превышают 20%. Как с этим бороться? Расходы нужно систематизировать. Выявить лишние покупки. Под это дело есть множество советов и программ, и записывать предлагают и много чего другого, но ни один из них не подойдёт лентяю. Я как лентяй могу предложить способ который использовал я. В начале месяца, первого числа, начинаете собирать ВСЕ чеки, за ВСЁ, и просто бросать их в банку стоящую в коридоре, если за что-то нет ни чека, ни квитанции, на любом чеке из банки дописывать сумму и бросать назад в банку. В конце месяца, 31го числа (и не надо умничать что дней может быть от 28 до 31) всё высыпается и проводится быстрый анализ, выявляются не особо нужные покупки, сколько на них затрачено, и где чаще всего они происходят (места повышенной опасности для кошелька). В следующем месяце начинаем борьбу с этими расходами, для этого перед походами в магазин составляем список покупок, которому жёстко следуем. Если есть желание купить ещё кое что, в список включаем графу со злобным названием «Просрать» и пишем сумму которую допускаем на столь неблаговидное деяние. Если подойти заморочено, можно писать список в порядке расположения по ходу движения в магазине, чтоб мимо каждой витрины из нужных пройти не более одного раза кратчайшим путём, ведь при повторном прохождении нужной витрины и тем более не нужной, вероятность попасть в графу «Просрать» сильно возрастает, эту идею блуждания, кстати, использует сеть «ИКЕЯ», магазины которой лично меня бесят, но не тем, что я трачу лишние деньги, ведь я не трачу лишнего, а тем, что я теряю время в поисках выхода. Другая опасность подстерегает возле кассы, там сложена всякая хрень которую вы «можете себе позволить», к ней стоит относиться критически, вроде «мог бы, если б был идиотом». Ведь на самом деле, несколько раз «по чуть-чуть» перерастает в перебор, и это касается не только водки, но и расходов.
Третье место занимает логистика. Если вы сейчас скажете, что всё, что вам нужно находится не далее 5 минут пешком, то вам или несказанно повезло, или вы не знаете что вам нужно, это уже клиника, но говорят, это лечится. Вопрос логистики пожалуй самый сложный, если проблем с психикой противостоящей отказу от сверхпотребления нет. Казалось бы простая задача, оптимизировать путь от магазина к магазину, но по факту это классический пример случая названного «Задача коммивояжёра» и мощному компьютеру требуется время для её решения. Хотя мозг пчелы с ней справляется моментально. В логистику входят как очевидные вещи, так и не очевидные. Очевидные это затраты на проезд и/или доставку, не очевидные это затраты связанные с оптимизацией перемещений. Для общественного транспорта это количество и стоимость поездок, для личного всё гораздо сложнее. Рассмотрим для личного авто, помимо общих правил сокращения количества перемещений, здесь вступают в силу и другие, а именно, нам теперь нужно учитывать загруженность маршрутов, состояние покрытия, перемещения по парковкам, стиль вождения, погодные условия, амортизацию авто, интервал между плановыми ТО, износ расходников (жидкости, колодки, лампочки, резина, фильтры), расход топлива. В целом к организации оптимизации логистики можно подойти со стороны расхода топлива, чем меньше потратил бензина, тем ниже остальные затраты. Как сократить расход бензина? Я не буду писать «отключите кондиционер и откройте окна» так как даже на городских скоростях, минимум треть того что «сожрёт» кондиционер, «сожрёт» аэродинамическое сопротивление, это при условии что вы не стоите в пробке. В чистом виде экономия на кондиционере должна быть с закрытыми окнами, желаете попробовать? И кстати, зимой это не прокатит, печка салона забирает тепло которое досталось бы атмосфере, и дополнительных затрат на её работу нет, если не считать вентилятора. Так что основная задача логистики – выбрать кратчайший и наименьший по времени маршрут движения. И если с кратчайшим не всё так однозначно, то по времени он должен быть наименьший. Считаем так: расход топлива в пробке в л/час или л/100км как удобнее, в зависимости от этого умножаем или на время в пробке, или на её длину, считаем объездной маршрут по расходу топлива и времени движения, если объездной меньше по времени или такой же или несущественно больший по расходу – выбираем объездной. Почему даже при небольшом превышении по расходу стоит выбирать объезд? Где логика? Логика проста, но отнюдь не «время деньги», ведь вы тратите своё время, которое и так привыкли тратить, и всё равно ни копейки в него не заработаете. Логика в том, что в пробке вы убиваете сцепление, если у вас «механика» или «робот», и всегда убиваете тормозные колодки, особенно если у вас «автомат». В силу других причин, сильнее засоряются фильтры воздуха, на рваных режимах движения больше страдает приводной ремень навесного оборудования, его быстрее точит пыль и сами валы. Стоит принимать во внимание, что на плохой дороге скорость ниже, передача ниже, расход топлива и колодок больше. Это тоже стоит учитывать в расчётах.
Четвёртое место принадлежит ежемесячным тратам на услуги. Пути их оптимизации не очевидны, но существуют, и иногда позволяют много сэкономить. Так к примеру, если у вас подключены ТВ, Интернет, Радиоточка, Домашний телефон, уже есть способ оптимизировать и сократить расходы. Вы пользуетесь Радиоточкой? (это та которая радио из радиорозетки) Нет? – Пишем заявление и отключаем, вам нужен домашний телефон? Думаем, сколько минут мы по нему говорим, сколько бы это стоило по мобилке, если у вас на домашнем «безлимит» по городу, считаем сколько стоит минута исходя из выговоренного фактически времени, если мобилка дешевле, даже при условии смены тарифа на лимитированный, - пишем заявление и отключаем. Теперь очередь ТВ и интернета, вы часто смотрите ТВ? Да? – Вы зомби! По ТВ можно смотреть как максимум новости и пару передач, и то, далеко не по всем каналам. Вердикт однозначный – пишем заявление, отключаем, если конечно есть интернет, он позволит посмотреть и новости и передачи, но в удобном для вас виде, в удобное время, и без перерывов на рекламу, но с кнопкой паузы, если непрерывно смотреть что-либо вы отвыкли. Итого – из всего у нас остался 1 лишь интернет, но и это не всё! Узнаём какие провайдеры и тарифы у них могут быть использованы чтоб интернет у вас и дальше был, но уже дешевле. Для этого узнаём ещё и про услуги/акции по снижению стоимости. Считаем, выбираем, сопоставляем с потребностями по скорости, и или меняем тариф/провайдера или оставляем, и подключаем все акции и программы позволяющие снизить расходы.
Пятое место – среды которые подводятся к вашей обители. Нет счётчиков? Пишем заявление, покупаем, ставим, на ВСЁ, они окупятся. Центральное отопление? Рассчитываем проект индивидуального отопления, со своей горячей водой, затраты на него, дешевле? Согласовываем, утверждаем, ставим, регистрируем, горячую воду отключаем по заявлению и опломбируем. Нет? Есть счётчик и на отопление, но он должен считать калории или ватты. Прочие коммунальные услуги, чётко и постоянно следим за объёмом и качеством, чуть что – пишем заявление на перерасчёт. Не проходит, всегда можно стукнуть сильнее, но соотнесите эти действия с экономической стороны, сколько вы потеряете за день административного отпуска находясь в суде?
Шестое место. Переходим к машине её наличие не обязательно, хоть затраты на неё и очень существенны, сколько их у вас? Нет? Хорошо, у вас нет затрат на неё, но вы теряете много времени на перемещения, в прочем, вы бы ничего не заработали за это время, так что для вас оно не деньги. Одна? Ваша ситуация оптимальна. Две? Часто используются обе? Или одна просто занимает место на стоянке? Если она ездит реже 4х дней в неделю – продаём, она просто «жрёт» деньги, это же касается и единственной машины. Более 2х? Либо вы умеете считать и зарабатывать и вам нравятся именно эти модели, либо вы идиот, определить просто, если суммарно транспорт заставляет вас тратить более 30% месячного дохода на его содержание – вы идиот, в содержание входят страховки, бензин, расходники, работы по обслуживанию, мойка, жидкости, резина, парковка, мелкий ремонт. Сокращаем расходы на машину, продавать или нет – написано выше, переходим к другим пунктам. Стоянка, у вас она платная? Да? Если у вас есть сигнализация, есть страховка от угона/ущерба какой смысл за неё платить? К тому же, ни одна парковка не возместит риск угона/ущерба, ведь её задача не сохранить тачку, как бы это ужасно не звучало, а просто держать пустое место для неё, если даже нет пустого фиксированного места – однозначно не платим за парковку! Найдем место пусть на 30-50 сек дальше (а может и ближе!) и бесплатное. Экономия минимум 1000уе в год! Нет страховки угон/ущерб? Дорого? Здесь напрашивается снова вывод, о том, что вы идиот, почему? Да потому что тачку купили «БУ но классом выше» и дороже чем можете себе позволить, меняйте на более дешёвую. Машина она не для понтов, а чтоб ездить. Если понты для вас важнее – поздравляю! Вы зря всё это читали! Но никогда не поздно перестать! Снизу ещё будут буквы! ВСЁ по настоящему богатые люди страхуют своё имущество, это не глупость, даже если страховка не «окупается», это нужно, ведь произойти может всё, а страховка, в первую очередь страхует вас от ограничений ваших возможностей если что случится. Договор страховки можно сделать дешевле стоимости года парковки, и использовать все скидки за безаварийное вождение.
Одежда и прочая ерунда отнесена в общие покупки, и отдельно я больше ничего описывать не буду, правило необходимости распространяется на все товары.
Вы дочитали до конца? Надо же! Думаю вас мучила проблема перерасходов, но теперь вы точно знаете что делать с этим. И если «дурная голова» не станет у вас на пути, ваши расходы могут сильно сократиться. А теперь самое главное! Закройте ВСЁ кредиты и кредитные карты, а получив зарплату, отрывайте сразу от неё не менее 10% (для начала) и кладите их на депозит, который можно пополнять, а досрочно забирать можно только с потерей процентов! А живите на оставшееся, это очень сильно стимулирует к экономии. Удачи в начинаниях! И если все будут делать так, цены поползут вниз! Ведь продать что-либо не нужное будет очень сложно! Немного мелких хитростей не помешают. 1 – узнайте о бонусных программах при оплате картой в вашем банке (дебетовой конечно же), есть – подключите. 2 – требуйте у всех скидки и дисконтные карты, если карта стоит денег, посчитайте за сколько она окупится, если месяцев за 3-5 точно – берите. 3 – подключите смс уведомления на карту и платите только картой. Почему? Потому, что при оплате наличными, вся сумма взятая в магазин, даже при наличии списка покупок, будет потрачена, а в эту сумму заложены те самые 20%. Каждая смс будет показывать как неумолимо тает ваш счёт, а «цыфирька» покажет как мало у вас осталось на жизнь, это будет предостерегать вас от лишних покупок. Конечно, смс уведомления стоят денег, но первый же поход по магазинам с картой полностью окупит как минимум 1 месяц услуги.